Пара-Мото Словения 2015
Когда выглядываешь из окна машины — зеленые кроны расступаются перед тобой, дорога петляет, повторяя изгиб реки, и ветер треплет волосы. Откуда в этой стране столько зеленого цвета? Как получилась такая бирюзовая река? Порой она до невозможности прозрачна, и можно разглядеть разноцветные камушки на дне. А иногда становится матовой и сине-зеленой, и можно с трудом поверить, что это на вкус вода. Когда же смотришь на все это сверху, то малюсенькие черепичные крыши, мостики через Сочу и "вулканчик" с крепостью на вершине кажутся изящным макетом. И только горы ни при каких обстоятельствах не теряют своего величия. Словения — такой увидели ее мы...
КОГДА
Наши учебные сборы планировались на майские праздники, но поскольку нам подавай все и сразу — кроме полетов еще посмотреть одним глазком на Краков, Вену, Прагу, Любляну и что там еще встретится по пути, — то выехали мы немного заранее и путешествовали с 24 апреля по 11 мая. Знатоки утверждают, что погода на майские ведет себя как ей заблагорассудится, и тут главное — верить в лучшее, а не в windguru или gismeteo. Вот и у нас бывало по-разному. Но несмотря ни на что, из 10 дней совсем нелетным выдался только один, да и его мы прекрасно и дружно провели в Венеции. В общем, если говорить о погоде, то из вещей пригодились все — и летние, и теплые, и купальные, и непромокаемые. Зато "бомбовые" дни выдались такими улетными, что за один такой можно было три обычных давать!
ГДЕ
Словения. Юлийские Альпы. Толмин. Кобарид. И наша деревушка Идрско.
Горы здесь невероятно красивые, и теперь мы поняли, почему Толмин считается одним из лучших мест для маршрутных полетов в Альпах. Не случайно именно здесь проходит большинство международных европейских соревнований. Старты в большинстве своем широкие, а посадок в долине изобилие — как официальных, так и нештатных. Выбирай любую. Ну или почти любую...
Мотористы здесь редкие птицы, садиться бесшумно и незаметно им ну никак не получалось, как они ни старались. Они совершенно невзначай собирали зрителей на посадочной площадке с камерами и фотоаппаратами, как Бонифаций детей на каникулах.
Самый ближний к нам старт — Кобала (от Толмина до Кобалы 15 км). Высота 1080 м. Посадка на 170 м над уровнем моря. Перепад высот 910 м. Официальных посадок несколько — у подножия горы, рядом с KobalaCenter, возле Кобарида...
Да и вообще в долине со скошенными полями проблем нет. Все зависит от опыта и везения — кто-то долетал до дома (16 км), а вот кого-то унесло в Италию, за новыми запчастями для мотора и за Valpolicella и тирамису для девчонок. Граница, говорят, с воздуха совсем не заметна, и только sms от "Мегафон" помогают ориентироваться в пространстве.
Старт Лияк использовался нами как запасной вариант, он находился в 50 км от Идрско. Высота старта 580 м, посадка на 65 м, перепад высот 515 м. На штатной посадке вам могут неожиданно напомнить, что старт платный, поэтому будьте бдительны. Кроме этой посадки, есть множество просторных лугов в долине с сетью дорог...
Зато на штатной посадке всегда есть сочувствующие, в кафешке неплохая пицца и горячий кофе, и даже для ценителей в 50 метрах от посадки — порочный бутик.
"Порочный бутик" в переводе со словенского — свадебный салон :)
На итальянский старт в BassanoDelGrappa мы съездили один раз, но очень его запомнили за необычайную красоту. Мы проверили там три старта на разной высоте.
На самом верхнем — облака лежат прямо на голове, на высоте цветут сиреневые и белые крокусы, вся голова в росе от облачного тумана, а от видов, открывающихся с вершины, оторваться невозможно. А еще на 1300 м намного теплее, чем на земле...
Со среднего старта, пока не сменился ветер, успели улететь пара наших пилотов, а с нижнего старта улетели все остальные. Несмотря на наши не очень спортивные результаты, в этот день итальянские места очень понравились.
Вот дельтапланеристам облачность явно нипочем…
Старт Ambroz (150 км от нас) примечателен близостью аэропорта и, соответственно, жесткими ограничениями по высоте. Также там были: улей с пчелами, крылатые качели, крольчата, енот — любитель GoPro и заросли черемши. Каждого порадовало что-то свое...
Там в "вечернем молоке" мы налетались по уши... пробовали и спираль, и Б-свал, и винговеры, и прочее хулиганство. Если бы заправки с кофе, круассанами и другими радостями жизни были бы и на небесных дорогах, то нас бы оттуда сбивали палками.
ДОРОГА
Добираться до Толмина можно по-разному:
1) перелет Санкт-Петербург — Венеция, или перелет Хельсинки — Любляна (от аэропорта до Толмина на машине);
2) микроавтобус (пассажирский или грузопассажирский) с компанией единомышленников;
И, конечно же, микроавтобус позволяет взять с собой парамотор (даже с трайком) без особых проблем. А у нас, к слову, был такой автобус, что мотористам даже не пришлось во время сборов разбирать свою технику!
3) можно и на своей машине с женой, детьми и скарбом.
Наша группа использовала все опции — везде свои плюсы. Кто-то выбрал самый быстрый путь и первый вариант. Остальные пассажиры и водители ехали, смеялись, жевали пряники, пели песни, играли в настолки, отгадывали загадки два дня и почти 2300 км весело и непринужденно!
Весенняя Прибалтика из окна машины запомнилась аистиными гнездами и их обитателями, косулями вдоль дорог и цветущими яблоневыми садами. Весна наступала с каждым километром! Ночевать мы остались в Кракове, старой польской столице. Учитывая наступающее 9 мая, после Кракова мы поехали в сторону Освенцима, но обстоятельства позволили нам только пройтись вокруг да около. Но впечатлений все равно достаточно...
Польский завтрак плавно перетек в чешский обед со всем вытекающим, ну а потом в австрийский ужин в Вене...
Из полезного: для проезда по дорогам Чехии, Австрии, Словакии и Словении требуется купить виньетку (специальная наклейка на лобовое стекло авто, для каждой страны своя), без которой далеко не уедешь.
ТАМОЖНЯ
Отдельная история — это прохождение таможни. Мы пересекали латвийскую границу в Убылинке (Grebneva). Несмотря на то что машин в ночь с пятницы на субботу там не было, кроме наших трех (это вам не Брусничное), — мы все равно умудрились провести на таможне 4,5 часа. Разгружали машины, доставали парапланы и моторы, фотографировали крылья (нашивки с указанием модели, площади, цвета и др.). Добросовестные таможенники убедили нас декларировать все — и парапланы, и парамоторы, а свежераспечатанные фото прикладывали к нашим декларациям. Поэтому не забудьте взять с собой паспорта на парамоторы, штатного писаря и внештатного фотографа.
Не смогли мы проехать мимо парадной Вены. Там цвели каштаны, сирень и черемуха одновременно, а свежие круассаны можно купить на улице начиная с 4.30 утра, если очень хочется. Дом художника и архитектора Хундертвассера и Венская Опера на месте, Венский Университет празднует 650-летие, а город в ожидании проведения Евровидения ликует и радуется.
ПИЛОТЫ
Группа у нас собралась веселая — половина парапланеристов-свободников, половина парамотористов, а также летающие активно в тандеме семьи. Всего 16 человек. И скучать не пришлось никому!
По итогам сборов среднестатистический налет у свободников от 10 часов, а у мотористов этих часов вообще не счесть, так как днем в термичку они активно притворялись свободниками, а вечером — "ламинарные условия", понимаешь ли... заправились и полетели. Самые шустрые двинули в сторону Адриатики, но поскольку бензин в Италии все-таки подороже, то вернулись в родные пенаты. К ужину. Мы, право, начали бояться, что мотористы начнут летать круглосуточно...
БЕЗОПАСНОСТЬ
Поскольку мы больше всего летали в Кобале, то информация по ней: телефон спасателей 112, частота спасателей 147.8, прилетают примерно через 30 минут. Нам, к счастью, не пригодилось.
В Словении летают даже собаки, по крайней мере одна точно была замечена — в своем фирменном летном комбинезоне и личным налетом.
РАСХОДЫ
Наш вариант проживания — аренда трех коттеджей в Идрско (Кобарид) на всю нашу компанию (16 человек), где питанием нас обеспечивала принимающая сторона. Помимо коттеджей, можно жить и в кемпингах — CampLazar в Кобариде, СampSiber в Толмине, CampLijak в Нова-Горице и др.
Проживание в коттедже в Идрско на человека — 15 евро в сутки, 5 евро — завтрак, 5 евро — ужин.
Про еду. Из словенской еды вам может встретиться суп с квашеной капустой "випавска йота" или грибной суп "гобоваюха", который подают в хлебе. А также "штрукльи", "жликрофи", "гибаница" и другие радости жизни. Нам очень понравились кисломолочные продукты, сыры и мед. Жалко, что в парапланерный рюкзак помещается не очень много сыра.
Расходы в дороге: ночевка в Кракове от 20 евро, в Вене от 30 евро, в Праге от 40 евро (цены за двухместный номер).
Помимо питания и проживания:
Flyingticket (сбор в пользу местного парапланерного клуба) на 1 день — 4 евро, на 10 дней — 20 евро. Поэтому оценивайте целесообразность приобретения абонемента, если собираетесь ездить на разные старты. Ведь на каждом старте (а точнее на посадке) сбор свой.
Шенгенская виза.
Страховка (парапланерная). На весь период получилась 44 евро.
Аренда машины и бензин. У нас получилось около 400 евро за всю поездку.
ДОСУГ
На случай нелетной погоды выбор развлечений довольно велик:
— пещеры и ущелья;
Например, Шкоцьянские пещеры (Škocjanskejame*): там есть все, что и полагается — сталактиты и сталагмиты, летучие мыши и гигантские гроты. Ехать 1,5 часа, тратить 16 евро, расписание экскурсий уточнять тут www.park-skocjanske-jame.si
— долина реки Соча, водопады, рафтинг по реке SavaBohinjka, каньонинг;
— озеро Бохинь и озеро Блед, каноэ, каяки, лодки;
— сыроварни, сырная фабрика с дегустацией местной экологичной кисломолочной продукции;
— велосипедные прогулки, трекинг по горам и конные прогулки.
В нескольких часах езды — Венеция.
Понятно, что это город гондольеров, каналов и узких романтичных улочек. Водные трамвайчики, пицца и туристы тоже на месте. За один день мы успели побродить вдоволь по центру и даже закоулкам, залезть на башню на главной площади, прокатиться на водном трамвайчике, узнать, чем итальянское мороженое отличается от нашего, заблудиться и снова найтись.
Также в двух часах езды от Кобарида морское побережье и города Пирани Триест.
На обратном пути нас встретила Злата Прага с черепичными крышами, каменными мостовыми и сказочными домами.
ПОЛЕТЫ
Опытные, порядочные и самостоятельные ставили рекорды по длительности, выносливости, высоте, дальности, вершинопокоряемости и морозоустойчивости. В погожий денек перло, тащило, складывало, колбасило, сливало — было все и много всего :)
Достижения уч.летов были в основном направлены на то, чтобы не дать инструкторам заскучать — парили на одной высоте с самолетом, падали в авторотации, отрабатывали или не отрабатывали сложения, снимались с деревьев, подрезали в термиках и стартовали в ротор. Тем не менее пять учеников совершили свои первые маршруты в живописных Альпах, хотя эти сборы не были маршрутными.
Мотористы же получили свою львиную долю удовольствия и радости, потому что летали каждый день и каждый вечер, даже без перерывов на обед. Первый официальный моторный выезд состоялся! Ура! Теперь самая страшная угроза это — "как триммера отпущу" и "газу дам"! А самая неожиданная команда — "не шелести клевантами"!
Продолжение следует...
Отдельное спасибо нашим пилотам и просто хорошим людям: Максиму Рыпаленко (видеоролик) и Анастасии Веретенниковой (путевые заметки).
Фотогалерея
- Комментарии